
але може комусь пригодиться.
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала и кричала:
- Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи - знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком - тире, например:
«А что Казбич?» - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
или:
- А что Казбич? - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» - воскликнул я невольно.
Лермонтов
или:
- Как это скучно! - воскликнул я невольно.
«Умерла...» - эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
или:
- Умерла... - эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», - шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
или:
- Вон окружной атаман, - шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них - тире;
после слов автора - точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая - если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- Не хотите ли подбавить рому? - сказал я моему собеседнику. - У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
- Ну, полно, полно! - сказал Печорин, обняв его дружески. - Неужели я не тот же?
Лермонтов
- Выслушайте меня... - сказала Надя, - когда-нибудь до конца.
Чехов
- Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
- Дождь пойдет, - возразил Калиныч, - утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:
- Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
«Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». - «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поется, там и счастливится».
Лермонтов
Прямая речь и слова автора
Прямая речь после слов автора
А: "П". Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером".
А: "П?" Он спросил: "Что ты делаешь?"
А: "П!" Он возмутился: "Что ты делаешь!"
Прямая речь перед словами автора
"П", -а "Я приду сегодня вечером", - сказал мальчик.
"П?" -а "Что ты делаешь?" - спросил он.
"П!" -а "Что ты делаешь!" - возмутился он.
Прямая речь прерывается словами автора
"П, -а, - п". "Плыви вперед, - сказал он, - я за тобой последую".
"П, -а. - П". "Я приду завтра вечером, - сказал он. - Принесу тебе книгу".
"П!(?) -а. - П". "Какой чудесный человек, не правда ли? - воскликнула Саша. - Я не видела его грустным".
Прямая речь стоит внутри авторских слов
А: "П", -а. Он сказал: "Я очень устал", - и сразу же замолчал.
А: "П!(?)" -а. Раздался чей-то голос: "К вам можно?" - и кто-то вошел в комнату.
А: "П..." -а. Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..." - и отвернулся.